История АвтоВАЗ

2011-12-18

В апреле 1966 года председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин выступил с докладом "Директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1966-1970 годы".

Волжский автомобильный завод ("АвтоВАЗ") – крупнейшая российская автомобилестроительная компания. Официальное название - Открытое акционерное общество "АвтоВАЗ" (Public Joint-Stock Company "AVTOVAZ"), ранее - "Волжское объединение по производству легковых автомобилей" (с 1971).

Марки легковых автомобилей, которые выпускались на "АвтоВАЗе" с 1970 года:

"Жигули", "Нива", "Спутник", "Самара", "Ока", "Приора".

Марки автомобилей, которые выпускаются в настоящее время: "Лада" ("Лада Классик" семейство "Лада Самара II", семейство "Лада Приора", семейство "Лада-Калина", "Лада 4?4", "Лада Нива").

Сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО "АвтоВАЗ" организована в городах Сызрань, Ижевск (Россия), Луцк, Херсон, Запорожье, Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай).

В Серпухове и Набережных Челнах (Россия) собирают модель "Ока" ВАЗ-1111.

Основное производство – город Тольятти, Самарская область.

Запуск проекта – 1966 год.

Начало строительства – 1967 год.

Первые ВАЗ-2101 "Жигули" сошли с конвейера 19 апреля 1970 года.

Проектная мощность завода — 660 тысяч автомобилей в год, 2230 автомобилей в сутки, один автомобиль – каждые 22 секунды, 160 автомобилей в час.

Доля предприятия в валовом внутреннем продукте страны - около 1% (на 2009 год).

Помимо основных производственных структур в состав акционерного общества входят подразделения, обеспечивающие питание, транспортные услуги, медицинское обслуживание, отдых, а также оказывающие помощь в воспитании детей.

Председатель совета директоров компании (на ноябрь 2009 года) - Чемезов Сергей Викторович.

Президент и генеральный директор (на ноябрь 2009 года) - Комаров Игорь Анатольевич.

Одна из вершин Памира высотой 4800 метров носит название "Пик Волжского автомобильного завода" (рекорд достигнут летом 1968 года группой альпинистов- работников ВАЗа).

В 1974 году производственному объединению "АвтоВАЗ" присуждена международная премия (Италия) "За крупнейшее сооружение мира, ставшее символом эпохи".

В 1977 году группе архитекторов и строителей за разработку архитектурного комплекса "АвтоВАЗа" была присуждена Государственная премия СССР.

В 2005 году журнал "Global Finance" (Нью-Йорк, США) признал ОАО "АвтоВАЗ" лучшей российской компанией в области машиностроения.

История предприятия ОАО "АвтоВАЗ"

В апреле 1966 года председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин выступил с докладом "Директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1966-1970 годы". В этом докладе говорилось о необходимости нового автомобильного завода. А уже 4 мая был подписан протокол с итальянской фирмой FIAT "О сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительства в СССР".

Вскоре было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров о строительстве в городе Тольятти автомобильного завода.

Генеральным директором предприятия был назначен заместитель министра автомобильной промышленности СССР Виктор Николаевич Поляков (1966-1975).

В Москве в помещениях Минавтопрома работала группа конструкторов ВАЗа - Л.Вихко, А.Зильперт, Г.Ляхов, водители-испытатели Р.Насретдинов, Б.Тимофеев, Л.Вайнштейн.

ЦК ВЛКСМ ВАЗ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

14 января 1967 года на месте будущего завода был вырыт первый ковш земли.

9 августа 1969 года вышел первый номер заводской многотиражной газеты "Волжский автостроитель". А журнал "За рулем" объявил конкурс на лучшее название автомобиля "ВАЗ-2101". Всего было представлено 54 838 названий, среди них - Директивец, Фиалка, Лада, Руслан, Атаман, Искра, Аврора, Перворожец, Новорожец, Мемориал, Мадонна.

В январе 1970 года была выпущена первая пробная партия вазовских товарных знаков.

В период с 1967 по 1970 год на строительную площадку ВАЗа было доставлено 288 тысяч тонн металлопроката, 66 428 тонн газовых и сварных труб, 260 090 кубометров пиломатериалов, 826 700 тонн цемента, 1769 тысяч квадратных метров стекла, 1316 тысяч сборного железобетона, 69,1 тысяч квадратных метров пенопласта.

19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101.

В среднем собиралось 70 автомобилей в смену.

7 сентября 1970 года автомобилю Волжского завода было официально присвоено название "Жигули" и уже в октябре первые составы с машинами были отправлены в Москву.

В начале 1971 года автомобиль "Жигули" впервые выставлен на международном автомобильном салоне в г. Брюсселе (Бельгия), а летом началось создание фирменной сети ВАЗа по техническому обслуживанию автомобилей.

В 1972 году в Праге (Чехословакия) автолюбителями был создан "Жигули-клуб", где, в частности, читался курс лекций о правилах эксплуатации автомобиля, готовились и проводились выставки. В декабре был создан первый автомобиль ВАЗ-2103, на Пловдивской международной ярмарке (Болгария) этой модели была присуждена Золотая медаль.

В 1974 году начался выпуск автомобилей "Жигули" с правым расположением рулевого управления для водителей в Англии. В конце года на главном конвейере автозавода собраны первые серийные автомобили ВАЗ-21011.

В 1976 году была изготовлена первая опытно-промышленная партия автомобилей ВАЗ-2121, а в 1977 собран первый автомобиль ВАЗ-2121 "Нива" в корпусе 062 СКП.

22 декабря 2006 года было подписан контракт с канадской компанией Magna International о сотрудничестве в области разработки новой платформы автомобилей Lada и организации в Тольятти нового автосборочного завода.

Экономический кризис, который начался в 2008 году, негативно сказался на финансовой ситуации предприятия. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 миллиардов рублей.

30 марта 2009 года правительством России было принято решение о выделении государственной корпорации "Ростехнологии" 25 миллиардов рублей, которые она в виде беспроцентной ссуды сроком на год передаст "АвтоВАЗу". Модельный ряд выпускаемых "АвтоВАЗом" автомобилей попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.

"АвтоВАЗ" создал совместное предприятие GM-AvtoVAZ, где начался выпуск внедорожника Chevrolet Niva ("Шевроле Нива").

Модельный ряд

Семейство "Жигули": ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ-21012, ВАЗ-21013, ВАЗ-21016, ВАЗ-21018, ВАЗ-21019, ВАЗ-2102, ВАЗ-2102, ВАЗ-21021,ВАЗ-21022, ВАЗ-21023, ВАЗ-2103,

ВАЗ-21033, ВАЗ-21035, ВАЗ-2104, ВАЗ-21041,ВАЗ-21043, ВАЗ-21043-20, ВАЗ-21044,

ВАЗ-21045, ВАЗ-21045Д, ВАЗ-2105, ВАЗ-21051, ВАЗ-21053, ВАЗ-21055, ВАЗ-2105 Lotus,

ВАЗ-2106, ВАЗ-21061, ВАЗ-21062, ВАЗ-21063, ВАЗ-21064, ВАЗ-21065, 21065-01, ВАЗ-21066, ВАЗ-21067, ВАЗ-21068, ВАЗ-2107, ВАЗ-2107-20, ВАЗ-21072, ВАЗ-21073, ВАЗ-21074, ВАЗ-21074-20, ВАЗ-21076, ВАЗ-21079.

Семейство Lada Samara: ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099.

Семейство Lada 110: ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, ВАЗ-21103, ВАЗ-21106, ВАЗ-21107, ВАЗ-

ВАЗ-2111, ВАЗ-21111, ВАЗ-21113, ВАЗ-21113-04, ВАЗ-21116-04, ВАЗ-21119, ВАЗ-

ВАЗ-2112.

Семейство Lada Samara 2: ВАЗ-2113, ВАЗ-2114, ВАЗ-2115.

Семейство Lada Kalina: ВАЗ-1117, ВАЗ-1118, ВАЗ-1119.

Семейство Lada Priora: ВАЗ-2170, ВАЗ-2171, ВАЗ-2172.

Семейство Lada Ока: ВАЗ-1111 ("Ока").

Семейство Lada Niva: ВАЗ-2121, ВАЗ-21213, ВАЗ-21214, ВАЗ-21217, ВАЗ-21219, ВАЗ-

2121 (двигатель Peugeot).

Основные производства

Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера.

В состав производственных объектов "АвтоВАЗа" входят: производство ремонта и обслуживания оборудования, металлургическое производство, прессовое производство, сборочно-кузовное производство, механо-сборочное производство, производство пластмассовых изделий, корпус вспомогательных цехов, опытно-промышленное производство, участок окраски кузовов.

В 1986 году было принято решение о создании на Волжском Автозаводе отраслевого научно-технического центра. Он включает - инженерный корпус, дизайн-центр, комплекс подготовки автомобилей к испытаниям, комплекс исследований электромагнитной совместимости, шумов и вибраций, аэроклиматический комплекс, корпуса опытно-промышленного и экспериментального производств, полномасштабная аэродинамическая труба.

Первым руководителем научно-технического центра был В. В. Каданников (1986-1988).

7 сентября 2001 года был открыт технический музей предприятия, который сегодня представляет целый парк автомобильной и военной техники.

Страницы: 1