Машина для Сталина

2013-11-05

«Трудящиеся всего мира готовятся достойно отметить семидесятилетие великого Сталина», писала в декабре 1949 года советская пресса. «Сердца народа Чехословакии исполнены глубокой любви и благодарности...»

«Великому вождю и другу народов»

В выставочном центре Праги открыта экспозиция подарков. Все перечислять долго, да и не все нас сегодня интересует. В числе прочего были три машины - «тщательно и любовно отделанные» «Тетраплан», «Тудор», «Минор». Вот на последнем и остановимся - ибо он герой нашего рассказа.

Машина, специально выпущенная для Сталина в единственном экземпляре, естественно, отправилась в СССР. После недели круглосуточной работы выставки, все подарки (их было 528) осторожно пакуют и спецпоездом отправляют в Москву. Наш герой с 26 декабря 1949 года становится частью экспозиции Политехнического музея в составе экспонатов выставки «Жизнь и деятельность И. В. Сталина». 

Уже после смерти вождя, 5 января 1955 года машина отправилась трудиться в столичный горздрав. Ее отдали в роддом для нужд администрации, и там она верой и правдой служила, набегав около 300 тысяч км. Пока ее не списали.

Бюджетный аристократ

Первоначально этот автомобиль выпускался в Чехии на мотоциклетном заводе со всем нам известным названием  Jawa. Но не думайте, что это была мотоколяска. Чехи купили лицензию на производство этого автомобиля у немецкой фирмы DKW. Она, кстати, вошла в союз четырех колец, известный сейчас как Audi. Так что генетика у этой машины отменная. Но, несмотря на это, в довоенное время Minor был самым дешевым чешским автомобилем - он стоил примерно годовую зарплату госслужащего.

В годы Второй мировой войны во время немецкой оккупации в тайне от фашистов на заводе умудрились создать первые прототипы «Минора» второго поколения. Маскировали его под немецкий автомобиль, которые они ремонтировали для Вермахта.

После войны и национализации заводов Jawa стала специализироваться только на выпуске мотоциклов. А сборку автомобилей Minor II в 1946 году передали авиационному заводу Aero, который имел опыт производства автомобильных кузовов для дорогих «Роллс-Ройсов» и «Испано-Сюиз». Так машина получила название Aero Minor II.

- «Аэро-Минор» имеет передний привод, что для тех времен было продвинутым техническим решением, реечный рулевой механизм. Кузов машины собран на деревянном каркасе, она имеет простые подвески на поперечных рессорах, 2-цилиндровый 2-тактный двигатель, 6-вольтовую электрику. На машине отсутствует бензонасос, водяной насос, трамблер, то есть она - простейшая, - рассказывает Андрей Белов, руководитель мастерской «Автонаследие».

Автомобиль выпускался с кузовами «родстер», «кабриолет», «универсал» и «фургон», а спортивная версия участвовала в ралли Монте-Карло и Ле-Ман, разгоняясь на гонках, соответственно, до 130 и 140 км/час. Minor II делали до 1951 года, всего за эти годы было выпущено чуть более 14 000 штук.

Но наш такой - единственный, выполненный по спецзаказу. Он имеет целый ряд отличий от всех прочих серийных моделей. Например, индивидуальную решетку радиатора из шести элементов, надфарники-габариты, роскошный белый руль и обивку салона, уплотнители стекол из белой резины. А также отделку передней панели под мрамор и швейцарские часы на ней. Все это - в целости и сохранности, даже оригинальные колеса, на которых машина выставлялась.

- Машина в таком состоянии, что восстановить ее было бы несложно. Но из-за того, что она сделана в единственном экземпляре и имеет много аутентичных деталей, стоявших только на этой машине, головная боль явно будет, - вздыхает реставратор.

Просто «колеса»

Владимир Базаров, владелец этой машины до недавнего времени, рассказал, что купил ее в 1972 году с рук по объявлению в газете. Ему нужна была машина, просто колеса, вот подвернулся недорогой вариант. Всего за пару тысяч рублей, новые «Жигули» тогда стоили шесть, а подержанные из-за дефицита и того дороже. «Минор» был почти на ходу: мотор прокручивался, но не заводился, барахлила электрика. О «сталинской» истории Владимиру рассказал прежний хозяин, он же и передал картонную табличку, которая стояла перед машиной на выставке в Политехе.

Промыв бензобак и поколдовав с электрикой, Базаров поставил машину на ход. А вскоре, помяв крыло и решив его отремонтировать, обнаружил записку, приклеенную к деревянному каркасу кузова. Записка была в закрытой полости, так что почти не пострадала от влаги. 

Этот владелец поездил на машине немного - до 1975 года. А потом оставил во дворе дома, накрытой тентом. Зимой машину ребятишки использовали как горку, так что основные кузовные повреждения она получила уже стоя на приколе.

О принадлежности ее к Сталину владелец никому не говорил. Тогда одиозная личность вождя воспринималась критически, а в постсоветское время и вовсе в штыки. Лишь в последние годы, окончательно поняв, что машина гибнет, владелец стал обращаться к тем, кто интересуется историей автомобилей. Было много скептиков, но нашлись те, кто не поленился проверить всю ее историю. Нашли документальные подтверждения, фотографии, публикации. Теперь чешские знатоки марки пребывают в шоке.

Кстати, второй из трех подаренных автомобилей - кабриолет «Тетраплан» - в 70-е годы отыскали в Грузии и вернули на родину, теперь он стоит в заводском музее «Татры». Следы третьей машины, увы, затерялись.

Увидимся через полтора года

А теперь вот эту машину разберут буквально по винтику - таков принцип реставрации. Никаких новоделов не будет - в этом сошлись позиции владельцев и реставраторов. Будут восстанавливать оригинальные детали, даже если стоить это будет в десять раз дороже. Все, что безвозвратно утрачено, не будет делаться по фотографиям или воспоминаниям, а будет приобретаться на антикварных базарах и аукционах в Европе, сколько бы это ни стоило. По предварительным прикидкам специалистов, комплексная реставрация может стоить 3-5 миллионов рублей. О конечной стоимости готового автомобиля говорить совсем сложно. Машины, имеющие отношения к столь крупным историческим личностям, уходят с молотка на мировых аукционах по ценам в несколько миллионов долларов или евро.

- Этот автомобиль никто продавать не собирается, поэтому его финансовая цена значения не имеет, а культурно-историческая ценность вычислению не поддается, - говорит Илья Сорокин, основатель «Олдтаймер-галереи». - Автомобиль не серийный, он был собран всего лишь в одном-единственном экземпляре и, соответственно, во всем мире он такой один. Даже если бы он не имел отношения к исторической личности, он являлся бы чрезвычайной редкостью, а уж подтвержденная история его знаменитого первого владельца повышает ценность автомобиля (как историческую, так и финансовую) в разы.

Грядущей весной на «Олдтаймер-галерее» в Москве нам покажут только кузов «Минора». И лишь в следующем году - к 70-летию Победы - выкатят его на всеобщее обозрение в первозданном виде. Каким его видел Сталин.

Ссылки по теме:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Aero_Minor

http://www.aero-ig.de/cont_aero_minor_alt3.htm

http://oldtimer.ru/retrospective/10146/

www.minory.cz

http://www.ceskatelevize.cz/porady/10116288585-archiv-ct24/207452801350003/

 


Читайте также:
Прокат лимузинов в Алматы от компании Ilmira Lim
Грузовой прицеп
Первый электрокар Volvo будут собирать в Китае
Антигравийные плёнки
Тарифы на эвакуацию машин не изменятся в Москве с 1 января 2017 года
Honda разработала электрокар с искусственным интеллектом
Первый суперкар в мире Jaguar XKSS вернули в производство
Opel показал фары новой Insignia
Honda представила компактный кроссовер WR-V
Инженеры Hyundai-Kia разработали новый мотор битурбо
Cadillac CT6 засветился во время вручения Оскара
Лидеры продаж среди кроссоверов на рынке РФ за ноябрь 2014 года
Открыт предварительный заказ на автомобиль Mercedes-Benz B-Class
Праворульные транспортные средства с нового года запрещены на территории РФ
24 автопроизводителя подняли цены на территории России
Mazda CX-3 проходит дорожные испытания в Москве
Cрок эксплуатации грузовиков станет ограниченным, разрабатывается соответствующий закон
Автоконцерн Volkswagen сообщил о расширение модельно ряда авто собираемого на Калужском автозаводе
Компания Audi заявила что очередное повышение цен запланировано на начало 2015 года
Дан старт предварительным заказам обновленного Volkswagen Touareg
В Компании Volvo, объявили о повышение цен на 10% начиная с 2015 года
По итогу одиннадцати месяцев на автомобильном рынке России зафиксирован спад продаж на 11%
Руководители Волжского автомобильного завода пересели на автомобили российского производства
Так полюбившийся россиянам автомобиль Kia Ceed стал еще доступнее
В компании АвтоВАЗ назвали дату выхода первого отечественного кроссовера
Ожидается новая волна подорожаний автомобилей марки Renault
Стартовали продажи первого русского кроссовера Lada Kalina Cross
Nissan планирует повысить стоимость своей продукции на отечественном рынке
Хэтчбек Audi A1 получил новый трехцилиндровый двигатель и оригинальные запчасти фольксваген
Новый Infiniti QX80 теперь в России.