12-летняя путешественница попала в книгу рекордов Европы, объехав мир за год

2013-10-30

Кругосветное путешествие, да с двумя малолетними детьми! Такое мероприятие многие расценили, мягко говоря, как рискованное. А если учесть, что в качестве тыла у семьи оставались только долги - так и вовсе авантюрное. Чтобы увидеть мир, заложили квартиру, взяли кредит и на собственной машине отправились в путь.

Через год, когда семья Мушта-Юдейките благополучно вернулась в Хабаровск, «Комсомолка» отправилась к ним в гости, чтобы выяснить, что подвигло взрослых и умных людей пуститься в подобное приключение.

У НАС ВСЕ ДОМА

Поднимаюсь по ступенькам подъезда, дверь в квартиру нараспашку, меня уже ждут. Первой выбегает встречать трехлетняя Машенька, самый младший член экипажа. Мне раздеться помогает Виталий Мушта, глава семейства, командир-генератор идей. В походе он был за главного механика. На кухне суетится Галина Юдейките, хозяйка дома, а в походе главбух и штурман автоэкипажа. Главная «виновница» моего визита, рекордсменка Катюша увлечена планшетником. Она только вернулась из конюшни, где тренируется в верховой езде.

- Идея кругосветного путешествия пришла в голову нашему папе, - рассказывает Галина, пока муж пытается занять мультфильмами самого шумного члена семьи - Машу. - Получилось все случайно. После рождения Маши к нам из Голландии приехали друзья. Много рассказывали о том, где были и что видели, и мой муж «загорелся». Я удивилась, ведь раньше он никогда не любил ездить по заграницам. Его увлечение - «грязные таски» - автогонки по бездорожью. Любительницей на других посмотреть, да себя показать всегда была я. Но мы оба любим отдыхать активно. До рождения младшей дочери объездили весь Дальний Восток. Предложение о кругосветке прозвучало от него просто так, на удачу. Виталий сильно удивился, когда я сказала: «Да, едем». И мы начали готовиться. Подгадали под мой декретный отпуск, как раз 2012 год, Маша еще не ходила в сад, а для Екатерины гораздо легче было изучить самостоятельно школьную программу шестого класса, чем седьмого. Заявку на рекорд подали уже во время путешествия.

ВОТ ТУТ ДЕНЬГИ БЫЛИ, А ТУТ УЖЕ НЕТ

Галина госслужащая, Виталий зарабатывает небольшим бизнесом. В детей вкладывают все, что имеют. Поэтому первым делом задумались, где взять деньги на кругосветное путешествие.

- Целый год мы пытались найти спонсоров, делали много презентаций, посылали письма в различные организации, получили много положительных ответов, но в итоге никто ничего не дал, - рассказывает Галина. - Знакомый из Владивостока выделил нам 100 тысяч рублей, краевой комитет по спорту начислил на всю семью, получилось почти 140 тысяч. Знакомая девушка Лена из Москвы помогла, когда у нас возникла проблема с медицинской страховкой. Но денег все равно не хватало и мы заложили свою квартиру, взяли кредит.

В общей сложности поездка обошлась в пять миллионов рублей. Два миллиона из этих денег ушло на покупку и подготовку подходящей машины. Выбор пал на «Тойоту Лэндкрузер» 78 модели, это оказался самый большой из всех доступных на тот момент автомобилей.

- В выборе машины не ошиблись, в пути она ни разу не подвела, - вступает в разговор Виталий. - Серьезно ремонтировались только два раза, да и то сами виноваты были.

С БОГОМ, ПОМОЛЯСЬ

Старт назначили на 22 ноября. Перед тем, как тронуться в путь, заехали в Храм Святителя Инокентия Иркутского, освятили машину и совершили молебен о путешествующих.

- Первое из самых ярких воспоминаний - это мексиканский, почти дикий полуостров Баха-Калифорния, тайга кактусов, гостиница в стиле древнего монастыря. Туда 12-летняя Катерина привела мужчину папиного возраста и заявила, что это ее новый знакомый. Для нас это был шок, - улыбается Галина. - Господин Андерсон оказался весьма интересным человеком, тоже путешественником, а еще мотогонщиком. Мы угостили его текилой, показали фильм про экстрим на Сахалине, после чего гость оставил нам потрепанную карту с разными маршрутами. Уходя посоветовал дорогу для упражнений в ночном ориентировании. Там, кстати, и произошла наша первая серьезная поломка. Запомнилась ночь в Эквадоре на высоте 4 тысячи 200 метров, после которой всю семью одолела горная болезнь. У Кати началась рвота, меня слегка парализовало, а у Виталия был жуткий озноб, хотя на улице было лето. Но знаете, за год мы только четыре раза обращались к врачам. Один раз Машуня приболела, но несерьезно, поправилась быстро. А в Уругвае нам пришлось столкнуться с местными ворами, они разбили стекло в машине, пытались угнать, еле отбили.

Рассказывать о том, как провели целый год и что видели, супруги Мушта-Юдейките могут бесконечно. Это и понятно, впечатлений хватило и для себя, и для друзей. Мне же хотелось узнать, ради чего рисковали квартирой и влезли в долги.

- Путешествие мы предприняли ради детей, расширения их кругозора и украшения биографии, - признаются супруги. - Сами посмотрели и детям показали 28 стран, проехали 52 с половиной тысячи километров. Катя стала гораздо серьезней и ответственнее. Она сама изучала школьную программу за 6 класс и когда вернулась, отлично сдала экзамены и перешла в 7-й класс. За поездку научилась вязать. Но ее главная страсть – лошади. Занятие это не из дешевых, а нам после путешествия нужно долг за квартиру выплачивать. Думали, все, о лошадях придется забыть. Так нет, Катя сама решила эту проблему - после школы работает на конюшне, ухаживает за лошадями, так и отрабатывает свои занятия по верховой езде. Еще и шапочки для своих любимцев успевает вязать.

За окном была почти ночь, когда я начала прощаться с гостеприимными хозяевами. И только тогда «юная кругосветчица» Катя решила со мной пообщаться.

- Это маме с папой спасибо, что научили меня думать и действовать. Если б не эта кругосветка, я так бы и была ребенком, а сейчас я взрослый человек, помощник родителям. А о рекордах я и не думала. Для меня это подарок.