Почему русские не умеют экономить бензин

2013-09-27

Правила обычных автомобильных гонок в общем и целом понятны всем: кто быстрее, тот и выиграл. Но бывают и соревнования на экономичность езды. В одном таком – Skoda Economy Run 2013 – нам недавно удалось поучаствовать.

Проходило оно в Чехии, в городке Млада-Болеслав, где расположено производство автомобилей этой марки. Но это не заводское мероприятие, а гонка, организованная городским автоклубом. То есть рожденная не для рекламы, а на энтузиазме автомобилистов еще в 80-е годы прошлого столетия. Понятно, как появилась в гонке «Шкода», поскольку половина машин в Чехии - именно этой марки. И вообще, чехи - патриоты в отношении своего автопрома. Так что теперь завод, расположенный в Млада-Болеславе, выступает спонсором и предоставляет территорию своего учебного центра для старта.

В этом году на соревнования съехалось 65 экипажей на «Шкодах» разных моделей и годов выпуска. Не только из Чехии, но и из Польши, Германии. В основном – довольно новые «Фабии» и «Октавии». Были кроссоверы «Йети» и малюсенькие «Ситигоу». И даже «Рапиды», которые в России в продаже появятся только в следующем году. «Фелиции» уже не допускались по возрасту, но зато был «Фаворит» аж 1991-го года выпуска.

Правила соревнований достаточно простые: проехать установленный организаторами маршрут в 300 км и затратить на это как можно меньше топлива. Чтобы его замерить, перед стартом организаторы под строгим контролем заливают полный бак под завязку (работа пистолета колонки АЗС при доливе контролируется по секундомеру), опечатывают лючок бака и капот.

Машины должны быть в стандартном оснащении, то есть с обшивкой салона, задними креслами, запаской. Участников по двое – пилот и штурман, мне выпало сидеть справа. После финиша так же под контролем судей топливо доливается до полного бака, снимаются показания одометра. Далее следует простая арифметика: количество залитого топлива делится на километраж. Но какие–либо нарушения регламента караются прибавлением процентов к этому расходу.

Поскольку машины участников разные по классу и типам моторов, введено несколько зачетов. Но есть и общий, когда учитывается не абсолютный результат, а относительный – в долях в сравнении с заводскими паспортными данными расхода топлива к каждой конкретной модели. То есть можно честно ранжировать всех водителей по умению рационально пользоваться педалью газа.

Нам досталась Skoda Octavia третьего (нынешнего) поколения 2012 года выпуска. В богатой комплектации, но с самым «младшим» для этой модели турбомотором TSI объемом 1,2 л мощностью 105 л. с. на «ручке». Его пиковый крутящий момент достигается уже при полутора тысячах оборотов в минуту. Следовательно, крутить его сильнее мы и не собирались.

Хотя, конечно, смешила сама концепция мероприятия – экономить. Не по-нашему это, совсем не по-нашему. У нас ведь жадность не в почете. Вы же знаете, как мы относимся к их fuel economy. Вот так то. Да и вообще честно участвовать в этом аттракционе жадности нам казалось скучным. И поэтому сразу же стали подбирать альтернативные варианты: поехать на буксире, вызвать эвакуатор, втихаря долить канистру топлива перед финишем. Или перед стартом спустить шины конкурентам в отместку за поражение хоккейной сборной СССР в марте 1975-го со счетом 3:9.

Чехи же подходили ко всему с полной серьезностью: штудировали дорожные книги, украшали машины наклейками, надевали обувь с мягкой подошвой, брови хмурили. Даже к точке старта от стоянки вручную докатывали автомобиль, не запуская двигатель. Не удивлюсь, если не завтракали, дабы не возить с собой лишние пару-тройку сотен граммов веса.

И в этом чемпионате по жадности мы вчистую продули по глупости. Ибо инструктаж проходил на чешском, а самостоятельно изучить правила соревнований не удосужились. Поэтому, сбившись с пути, нарушили установленный маршрут и удлинили себе дорогу, при этом недобрав средней скорости, соответственно, превысили лимит времени. Но не в этом дело, ведь ехали мы туда не за победой. А посмотреть самим на все это и вам показать (см. программу «Под капотом» на ТВ КП), ибо это мероприятие внимание прессы особо не привлекает, в России уж точно больше вам никто этого не покажет.

А мне лично было важно понять, можно ли превзойти в реальности паспортные данные расхода топлива. Ибо там, где пишут о семи литрах расхода, обычно полное ведро бензина уходит. Поэтому мы старались держать обороты не выше полутора тысяч по тахометру, под горку ехать только по инерции. Знали бы вы, какая это пытка – ползти на скорости 60-70 км/час по пустому автобану с лимитом в 130. И ни разу не нажать, как следует, на педаль газа. Ибо, если ехать на 6-й передаче быстрее, растут обороты на тахометре, соответственно, растет и расход топлива.

И вот итог. На 360 км по трассам, дорогам и населенным пунктам мы потратили 15,9 л. Не по данным бортового компьютера, а по доливу топлива. Это 4,42 л на 100 км в смешанном цикле. При паспортных 4,9 в смешанном цикле. Средняя скорость составила 49 км/час.

Еще раз: мы вдвоем на абсолютно серийной бензиновой машине без какой-либо специальной подготовки, тренировки, на незнакомых совершенно дорогах, особо не напрягаясь, потратили на поллитра меньше заявленных паспортных данных производителя. Меньше 4,5 литра – на бензиновой отнюдь не маленькой машине. Очень впечатляет.

А теперь внимание: ошеломляющий результат победителя Skoda Economy Run 2013. Выдерживаю паузу. Итак, 2,6 л бензина на 100 км. Два и шесть! И ведь у него никакой не гибрид, не дизель, и даже не малышка Citigo. А обычная Fabia, причем, первого поколения – 2003-го года выпуска, с пробегом в пару сотен тысяч километров.

С базовым 70-сильным бензиновым мотором 1,2 л. Со средней скоростью 53,5 км/час ехал экипаж Марека Трибулы. И вот вам его совет: не давите без надобности на педаль газа и заранее просчитывайте развитие дорожной ситуации, чтобы без необходимости не тормозить.

Конечно, когда мы узнали, что водитель-победитель работает на заводе «Шкоды» и занимается как раз моторами, скепсису нашему не было предела. Он же явно там что-то подшаманил, и там уже, как в монологе у Райкина, счетчик работает в обратную сторону. Но нет, обладатели второго места на литровой Citigo тоже уложились в 3 литра. А вот единственный экипаж (№44) из российского Skoda Club, который приехал посоревноваться не как мы – по работе, а по-настоящему, на своей «Фабии-Комби» занял всего лишь 49-е место. С табличным результатом в 4,58 л на 100 км.

Так что не для россиян это дело – топливо беречь. Хотя, если бензин будет стоить как в Европе, мы тоже об экономии задумаемся. И кошмарным сном автомобилиста станет нажатие на педаль газа до пола.

СТРАНА СОВЕТОВ

Как сэкономить топливо

Не давить на педаль газа, а только гладить ее. Запомните паспортное минимальное значение оборотов двигателя для реализации его максимального крутящего момента, и сильнее не газуйте. Как правило, лучше не давать стрелке тахометра подниматься выше отметки в 2-2,5 тысячи об./мин. Быстрее 60-70 км/час ехать у вас при этом получится даже на самой высокой передаче.

Остановились – заглушите мотор. Даже если всего на минутку.  Прогрев современным машинам тоже не нужен. Завели – езжайте.

Контролируйте требуемое давление в шинах. Не реже раза в неделю. Недокачанные шины существенно увеличивают расход топлива за счет увеличения трения качения, которое действует против движения. Перекачанные шины, соответственно, расход снижают, но негативно влияют на ходовые качества и безопасность.

Не открывайте стекла – усиление сопротивления воздуха увеличивает расход.

С горки – только накатом. При этом вовсе не обязательно ставить нейтральную передачу – электронный блок управления и на скорости не будет переливать топливо, он умный. Но не тормозите чрезмерно двигателем, выбирайте оптимальную передачу.

Тормозить – только при необходимости. Торможение «съедает» инерцию, превращая кинетическую энергию автомобиля в тепловую. То есть от трения греются тормозные механизмы, это тепло уходит в атмосферу и усугубляет парниковый эффект. Значит, глобальное потепление происходит на ваши деньги. А потом снова нужно разгоняться, нажимая на газ и расходуя топливо.

Все электрооборудование потребляет энергию, ибо ее вырабатывает генератор, забирая часть энергии вращения вала двигателя. Особо прожорливы кондиционер и печка. Так что лучше их не включать и одеваться по погоде. В легкую по весу одежду.

Любой груз делает машину тяжелее и увеличивает расход топлива. Достаньте все лишнее из багажника, салона и бардачка своего автомобиля, переложите в рюкзак, взвалите его на себя и попробуйте побежать – сразу все поймете. Так что не возите ничего лишнего. Пикниковая мебель и новый зиловский коленвал в заводском масле внезапно не пригодятся. И бейсбольная бита пусть будет из легких сплавов.

Красивый обвес тюнингованного автомобиля в действительно может не являться аэродинамическим, а, наоборот, ухудшать эту самую аэродинамику. Более тяжелые колеса с более широкими шинами – это тоже гарантированный рост расхода топлива. О багажном боксе на крыше лучше и не заикайтесь.

Изучите маршрут и следите за дорогой. Анализируйте дорожную ситуацию все время, чтобы максимально рационально на нее реагировать. Помните, любое ваше движение – деньги на ветер. Нажал на газ – выкинул деньги. Надавил на тормоз – выкинул деньги. Несвоевременно повысил или понизил передачу, чрезмерно выросли обороты – снова деньги. Каждый поворот руля удлиняет путь, снижает линейную скорость и усиливает сопротивление качению – опять деньги. Даже ваш личный лишний вес, это подтвердит любой автогонщик, – деньги. Поерзал на сиденье, раскачивая машину, - совсем маленькие, но деньги. Протяжный вой клаксона и сигнал дальним светом – сущие копейки, но деньги. Все деньги, деньги, деньги...

А теперь скажите: хочется вам становиться таким скрягой? Или лучше наклеить заветную надпись про fuel economy?интернет-магазин


Читайте также:
Ford назвал дату премьеры нового Focus
Прокат лимузинов в Алматы от компании Ilmira Lim
Грузовой прицеп
Первый электрокар Volvo будут собирать в Китае
Антигравийные плёнки
Тарифы на эвакуацию машин не изменятся в Москве с 1 января 2017 года
Honda разработала электрокар с искусственным интеллектом
Первый суперкар в мире Jaguar XKSS вернули в производство
Opel показал фары новой Insignia
Honda представила компактный кроссовер WR-V
Инженеры Hyundai-Kia разработали новый мотор битурбо
Cadillac CT6 засветился во время вручения Оскара
Лидеры продаж среди кроссоверов на рынке РФ за ноябрь 2014 года
Открыт предварительный заказ на автомобиль Mercedes-Benz B-Class
Праворульные транспортные средства с нового года запрещены на территории РФ
24 автопроизводителя подняли цены на территории России
Mazda CX-3 проходит дорожные испытания в Москве
Cрок эксплуатации грузовиков станет ограниченным, разрабатывается соответствующий закон
Автоконцерн Volkswagen сообщил о расширение модельно ряда авто собираемого на Калужском автозаводе
Компания Audi заявила что очередное повышение цен запланировано на начало 2015 года
Дан старт предварительным заказам обновленного Volkswagen Touareg
В Компании Volvo, объявили о повышение цен на 10% начиная с 2015 года
По итогу одиннадцати месяцев на автомобильном рынке России зафиксирован спад продаж на 11%
Руководители Волжского автомобильного завода пересели на автомобили российского производства
Так полюбившийся россиянам автомобиль Kia Ceed стал еще доступнее
В компании АвтоВАЗ назвали дату выхода первого отечественного кроссовера
Ожидается новая волна подорожаний автомобилей марки Renault
Стартовали продажи первого русского кроссовера Lada Kalina Cross
Nissan планирует повысить стоимость своей продукции на отечественном рынке
Хэтчбек Audi A1 получил новый трехцилиндровый двигатель и оригинальные запчасти фольксваген